Доминирующие виды деятельности Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональных обязанностей Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности |
Дошкольное образование – специальность, предметной областью которой является наука о воспитании, обучении и развитии детей раннего и дошкольного возраста, совокупность дисциплин, обеспечивающих педагогическое образование специалиста системы дошкольного образования.
История профессии
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель. Изначально профессии воспитателя детского сада не существовало как таковой. Ее развитие пришлось на период популяризации нового вида воспитания детей дошкольного возраста, противостоявшего частному, домашнему обучению под надзором гувернера.
В России в 60–е гг. XIX в. стали открываться первые детские сады. Они работали по системе Ф. Фребеля, но некоторые развивали свои методические идеи. Детские сады были платные, частные.
В Беларуси первые шаги по открытию учреждений общественного дошкольного воспитания относятся к началу XIX века. Оно было представлено детскими приютами и воспитательными домами малюток. В 1802 г. был открыт воспитательный детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 – в Гродно, в 1808 – для незаконнорожденных воспитательный дом в Витебске. С этого времени в Белоруссии и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Одним из первых в белорусских губерниях бесплатных детских дошкольных учреждений стал открытый на частные пожертвования в 1895 г. госпожой Н.И. Оржевской близ Вильно дневной приют «Ясли» для детей работниц из города, переданный вскоре в ведение «Доброхотной копейки».
Однако детские приюты и дома, как тип дошкольного учреждения, получили более широкую известность только в 30-х – 40-х годах XIX в.
В настоящее время в РБ утверждено «Положении о ДУ в РБ», в котором определено наличие дошкольных учреждений следующих типов: ясли-сад (основной тип), детские ясли, детский сад, школа-детский сад. Создаются дошкольные учреждения общего и специального назначения. Специальные дошкольные учреждения организуются для детей с нарушениями в умет ценном и физическом развитии.
Доминирующие виды деятельности:
• планирование, организация и осуществление процесса обучения и воспитания дошкольников;
• управление познавательной деятельностью дошкольников;
• выявление интересов и склонностей дошкольников для осуществления индивидуального подхода к детям дошкольного возраста;
• создание в группе предметно-развивающей среды;
• содействие развитию у дошкольников познавательного интереса к окружающей действительности;
• диагностика и развитие креативного потенциала дошкольников;
• организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;
• организация различных видов деятельности и общения детей;
• обеспечение охраны и укрепления здоровья детей;
• приобщение детей к национальной культуре и традициям;
• коррекционно-развивающая деятельность;
• участие в научно-исследовательской деятельности;
• осуществление культурно-просветительской деятельности;
• документационное обеспечение образовательного процесса;
• разработка методических материалов с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
• организация и осуществление процесса профессионального самообразования.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональных обязанностей:
Способности:
• коммуникативные и организаторские способности;
• способность к использованию информационных технологий;
• высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти, распределения и переключения внимания.
Личностные качества, интересы и склонности:
• способность к межличностным коммуникациям;
• высокая степень личной ответственности;
• наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, зарождении потребностей и интересов);
• терпимость, безоценочное отношение к людям;
• стрессоустойчивость, психическая и эмоциональная уравновешенность;
• способность к сопереживанию;
• оригинальность, находчивость, разносторонность, артистизм;
• тактичность, требовательность и справедливость;
• владение навыками ведения здорового образа жизни;
• любовь и уважение к детям, доброжелательность;
• понимание запросов и интересов детей дошкольного возраста;
• умение строить общение с детьми дошкольного возраста;
• стремление к самопознанию, саморазвитию, профессиональному росту и высокому качеству результатов труда.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
• отсутствие любви к детям;
• эгоистичность, неспособность к сопереживанию;
• психическая и эмоциональная неуравновешенность, агрессивность;
• неорганизованность, безответственность.
Области применения профессиональных знаний:
• государственные и частные детские сады;
• центры детского развития.
Вернуться к списку профессий.. |